+7 (812) 677 56 90

+7 (495) 647-50-46

Бюджетное управление

Процесс создания, исполнения, контроля и анализа бюджетов организации законодательством не регламентирован, поэтому существует огромное разнообразие подходов к бюджетированию - объединение, разделение, анализ и многие другие. С учетом этого, компаниям важно создавать четкий, прозрачный и регламентированный процесс формирования и исполнения бюджетов, в котором роль каждого участника, степень вовлеченности и ответственности однозначно определена на каждом из этапов бюджетного процесса.

Может ли компания выполнить эту работу собственными силами? Как и в большинстве проектов по автоматизации, у клиентов существует два серьезных риска потерпеть неудачу в таком проекте:

  • Недостаток собственных ресурсов – нехватка квалифицированного персонала, высокая загрузка экспертов
  • Ошибочный выбор платформы для автоматизации бюджетирования

Исходная ситуация до проекта в большинстве компаний такова: процессы бюджетирования  фрагментарны и слабо документированы. Особенно критично такое положение для холдинговых структур: отсутствие единой бюджетной модели и низкий уровень автоматизации приводят к тому, что данные о бюджетах ведутся в разных форматах, с разной степенью достоверности и актуальности. В результате получение единой отчетности по бюджетам на уровне холдинга становится крайне трудоемкой задачей, невыполнимой в разумные сроки.

Бюджетирование – яркий пример того, как внутренний процесс может пагубно отразиться на внешней деятельности компании:

  • несвоевременное согласование и выделение бюджетов тормозит инициативы и проекты, важные для развития бизнеса,
  • отсутствие единых подходов к формированию, согласованию и контролю расходования бюджетов приводит к необоснованным расходам компании или задержкам стратегически важных выплат,
  • отсутствие инструментов и методик оценки эффективности бюджетных вложений снижает точность прогнозирования потребностей будущих периодов,
  • невозможность получать полную и актуальную отчетность мешает руководству видеть состояние финансовых потоков в реальном времени и оперативно корректировать работу с бюджетами в случае необходимости.

Современный подход к бюджетированию рассматривает его как процесс, объединяющий информационные потоки на всех уровнях корпоративной иерархии («сверху вниз» - от руководства к исполнителям, «снизу вверх» - от подразделений к руководству). Для такой организации бюджетирования необходимо сначала решить методологические задачи:

  • Разработать нормативные документы,
  • При их разработке учесть особенности того инструмента автоматизации бюджетирования, который будет выбран.
  • Провести аудит деятельности компании
  • Детально описать:
    • Финансовую структуру
    • Бюджетную модель
    • Регламент бюджетного управления.

Как видим, уже начальная стадия автоматизации бюджетирования требует серьезной аналитической работы. Как правило, у клиента нет возможности выделить на эту задачу собственных исполнителей, а совмещать такую нагрузку с основными рабочими задачами сотрудники не могут.

Собственно говоря, если бы компания могла решить такую задачу собственными силами, процесс бюджетирования был бы уже выстроен, четко документирован и не являлся бы проблемой. Однако в реальности картина другая: автоматизация бюджетирования является одной из ключевых задач бизнеса, и ее решение клиенты доверяют профессиональным консультантам, системным интеграторам. Их преимущества – опыт и знание лучших практик бюджетирования, возможностей и ограничений систем, представленных на рынке.

Все это в полной мере относится и к партнерам 1С, оказывающим услуги по внедрению систем бюджетирования. Нужно лишь учитывать, что проект по автоматизации бюджетирования – многоуровневый, объемный, требующий значительного опыта и консалтинговых компетенций, не все партнеры 1С обладают равно высокой квалификацией в этой области.

Практика показывает, что автоматизацию бюджетирования наиболее правильно рассматривать как итеративный процесс: бюджетная модель изменяется после одного–двух бюджетных циклов. Исполнитель, который осуществляет внедрение, должен максимально предусмотреть возможные изменения на первом этапе внедрения, чтобы дальнейшие изменения бюджетной модели не требовали от клиента значительных инвестиций и организационных изменений.

Задумываетесь о том, как сформировать единую бюджетную модель в рамках холдинга? Планируете присоединение новых компаний, в связи с чем в бюджетном процессе будут участвовать новые объекты? Хотели бы получить более широкий набор аналитических показателей, позволяющих «на лету» контролировать состояние различных расходных статей, эффективность заявочных кампаний, своевременность утверждения и распределения выделенных средств? Наши специалисты готовы обсудить с вами лучшие практики бюджетирования и возможность их реализации в решениях 1С.

Антон Колосов

Коммерческий директор

1c@korusconsulting.ru

+7 (812) 677-56-90

Задайте вопрос нашему эксперту