Среди приоритетных направлений в рамках цифровой трансформации бизнес выделяет импортозамещение ПО и оборудования, цифровизацию производства и запуск новых цифровых бизнес-моделей. Однако, согласно исследованию, до 70% подобных проектов не достигают поставленных целей или не до конца зарывают бизнес-задачи. При этом, по словам экспертов и участников рынка, за последние два года дефицит кадров на ИТ-рынке привел к росту заработных плат и, соответственно, увеличению стоимости ИТ-услуг для заказчиков. В этой ситуации бизнесу особо важно, чтобы ИТ-проект окупился и принес действительно ценный результат.
О том, как применение ИТ-эдвайзинга помогает определиться с бизнес-целями и критериями их достижения на этапе планирования ИТ-проекта, почему отраслевая экспертиза в отрыве от реальной практике не гарантирует успеха и какие показатели определяют успешность внедрения информационных систем рассказал Денис Салтыков, бизнес-архитектор группы департаментов ERP ГК «КОРУС Консалтинг».
Как правило в ИТ-проекте участвуют представители заказчика, которые хорошо знакомы со спецификой бизнеса, ИТ-ландшафтом компании, и интегратор, который разбирается в информационных системах и может подобрать оптимальное решение с точки зрения функциональности. Зачем в таком случае нужен ИТ-эдвайзер – независимый эксперт-консультант? Отчасти он выполняет роль «переводчика» с языка ИТ на язык бизнеса. Но самое главное – он занимается обоснованием проекта как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения ИТ-стратегии компании. Иными словами, на этапе планирования проекта ИТ-эдвайзер должен ответить на вопросы «Для чего компании ИТ-проект?» и «Какие цифровые инструменты нужны компании, чтобы достичь бизнес-целей?». В большинстве случаев ИТ-проект – это долгая и дорогая история, и часто по формальным признакам сам проект успешен, но бизнес далеко не всегда ощущает эффект от внедрения цифровых инструментов. ИТ-эдвайзер помогает минимизировать часть рисков, связанных с недостижением бизнес-целей в рамках ИТ-проекта. Классический предпроектный анализ при этом чаще всего оценивает возможности интеграции новой информационной системы с существующим ИТ-ландшафтом, но это слабо связано с бизнес-обоснованием проекта.
Нередко в крупных компаниях есть отдельная должность – ИТ-партнер или ИТ-консультант. Это специалист, работающий «на стыке», он разбирается и в особенностях бизнеса, и в ИТ-решениях. Но как правило внутренний консультант нацелен на закрытие задач отдельного направления – продажах, производстве или HR. В этом случае очень сложно найти оптимум для компании, который бы решил комплекс задач во всех подразделениях. Кроме того, внутренний консультант, несмотря на его компетенции, не всегда может сравнить опыт разных компаний даже в одной отрасли. Внешний эксперт (обычно это представитель крупного интегратора) имеет богатый отраслевой опыт, насмотренность в различных ИТ-решениях и функциональную экспертизу. Разумеется, отраслевая экспертиза важна, но это не панацея, поскольку даже два предприятия из одной сферы могут иметь разные бизнес-схемы и особенности управления. Соответственно, им будут нужны разные цифровые решения даже для похожих бизнес-задач.
Существует несколько групп целей, которых можно достичь, применяя ИТ-инструменты. К первой группе относятся цели, связанные с обеспечением бизнес-показателей, например, повысить уровень сервиса или оборот по отдельным категориям товара. Вторая группа связана с качественными характеристиками, например, когда есть задача повысить качество управления. Часто, продавая ИТ-проекты, консультанты говорят, что информационная система поможет сделать управленческие процессы более прозрачными или повысить качество управления. Но для того, чтобы сформировать конкретные критерии успешности проекта с точки зрения бизнеса, эти определения нужно раскрыть и декомпозировать. К примеру, если мы автоматизируем управленческий процесс, то мы должны автоматизировать все элементы, связанные с этим процессом: планирование, исполнение, контроль и анализ управленческих воздействий. Или далеко не всегда понятно, что такое «прозрачность управления» — для разных заказчиков это может иметь разный смысл. Кому-то важно иметь качественную систему бизнес-аналитики, чтобы собрать данные и анализировать их в разных разрезах. Кому-то важно отслеживать причины неудач для последующего принятия управленческих решений. Одну и ту же задачу, в зависимости от специфики компании, могут решать разные информационные системы.
Целеполагание на стадии планирования позволяет сформировать критерии успешности ИТ-проекта. Количественные показатели служат оценкой результата внедрения системы, а качественные помогают оценить ИТ-проект с точки зрения бизнеса. Эти характеристики ИТ-эдвайзер может декомпозировать из общей цели (например, повышение продаж, качество управляемости) на конкретные процессы и инструменты.
Сейчас на рынке есть компании, которые занимаются исключительно ИТ-консалтингом. Однако в большинстве случаев полноценный ИТ-эдвайзинг могут провести только крупные интеграторы, которые работают с отраслевыми проектами и знают основные проблемные сферы заказчика. Оценить динамику российского ИТ-эдвайзинга практически невозможно, поскольку ни у одного интегратора в прайс-листе нет такой отдельной услуги – как правило, она оказывается в рамках реализации проекта. Однако в текущем году можно ожидать умеренного роста спроса на работу внешних консультантов. Главная причина – рост стоимости ИТ-проектов. Кроме того, компании вкладывают в цифровизацию не только деньги, но и тратят время на реализацию проекта, обучают конечных пользователей. Чем крупнее проекты, тем больше вложения и поэтому сегодня бизнесу крайне важно получить гарантированный результат.
Источник: КОРУС Медиа