Для сближения всех видов учета и в целом финансовых проектов крайне важна методологическая разработка. В статье расскажем про опыт участия в проектах внедрения «1С:Управление холдингом» департамента 1С ГК «КОРУС Консалтинг». Разберем конфигурации взаимодействия команд, неудачные кейсы и поделимся чек-листами, которые помогают нам снизить риски на этапе разработки методологии.
В проектной практике последних лет прослеживается тренд на сближение налогового, бухгалтерского, управленческого и МСФО учетов. Начнем с базы: как так сложилось, что учеты отличаются? Есть несколько групп пользователей, и у каждой свои требования к отчетности. Для ФНС и регуляторов, бухгалтерии, менеджмента, а также акционеров, собственников и банков системе приходится вести четыре версии учета одной и той же хозяйственной операции.
Сближение необходимо в первую очередь, чтобы минимизировать корректировки, сверки разных видов отчетности и расшифровки расхождений, которые вынуждено проводить финансовое подразделение компании. Они отнимают время на расчеты и проверку, раздувают штат и снижают качество работы. Триггером для старта проекта сближения может послужить несколько факторов: от проектов Fast Close и смены ключевых пользователей до изменений внешних условий и выхода на IPO.
Для ускорения подготовки отчетности, сокращения расходов и рутинных операций финансистов необходимо провести глубокие методологические работы. Затем готовую методологию важно качественно приземлить на учетную систему: максимально использовать коробочные инструменты и исключить дублирование работы пользователей. Мы выделяем три основных роли в проекте автоматизации:
Функциональные заказчики — это пользователи отчетности: менеджмент, руководители подразделений, финансовый департамент, внешние пользователи. Их задача — сформулировать функциональные требования к отчетности, учету и контролю, то есть определить, какие показатели и с какой детализацией они хотят видеть в системе.
Методологи разрабатывают варианты отражения требований в учете и порядок организации бизнес-процессов. Они сравнивают запросы пользователей с лучшими практиками и согласуют противоречивые требования между подразделениями заказчика. В результате деятельности методологов мы получаем учетные политики, положения, методики, согласованные и формализованные функциональные требования.
Интегратор реализует функциональные требования в ИТ-системах с учетом их возможностей и ограничений. В его обязанности входит составление технического задания, проектирование интеграций и разработка. Специалисты интегратора подготавливают все для ввода новой платформы в действие и проводят запуск.
Ключевое значение в успехе ИТ-проекта имеет организация качественного взаимодействия всех сторон. Разберем, кем роли могут быть закрыты, варианты конфигураций и их особенности.
Организационные и технические ошибки при разработке методологии финансового учета могут привести к увеличению бюджета и сроков. В некоторых кейсах система может вообще не заработать. На примере трех проектов разберем, какие ошибки нельзя допускать.
Что может сделать методолог, чтобы снизить эти риски? Во-первых, пройдитесь по нашему чек-листу. Собрали все, что сами вынесли для себя из проектного опыта:
Во-вторых, сверьтесь со списком документов, которые методолог должен предоставить интегратору на проекте автоматизации финансового учета.
Мы рекомендуем подойти к задаче разработки методологии в финансовом проекте с максимальной отдачей со стороны заказчика и партнера на каждом этапе. Доработки неизбежны, но некоторые фишки, а также вовлеченность, внимательность и настойчивость участников позволят значительно сократить их количество.
Источник: Инфостарт