В России растет количество сделок, слияний и поглощений, согласно обзору информационно-аналитического агентства AK&M. Динамика рынка связана не только с выходом иностранных игроков из российских активов, но и с движением отдельных отраслей: предприятия объединяются, чтобы добиться синергетического эффекта. Образование холдинга создает особые требования к технологическому обеспечению организаций внутри. Кроме того, ИТ-проекты в группе компаний отличаются трудоемкостью из-за функционального объема и территориальной распределенности капитала. В статье Денис Салтыков, бизнес-архитектор группы департаментов ERP ГК «КОРУС Консалтинг», рассказывает, какие области управления холдинги автоматизируют прежде всего и почему.
Чем больше компаний в контуре, тем тяжелее ими эффективно управлять. Вызовы, с которыми сталкиваются финансовые директора, топ-менеджмент, руководители закупок и других служб, часто связаны с недостаточной цифровизацией или неэффективно выстроенными бизнес-процессами. Внедрение информационных систем в нескольких взаимосвязанных предприятиях – это сложная, нетривиальная задача, которая сопровождается большим количеством рисков и требует особого подхода к реализации. Факторы, которые необходимо учитывать:
Для процветания коммерческого объединения принципиально, чтобы ИТ-инфраструктура полноценно покрывала значимые функции и учитывала интересы всех служб. Какие меры для этого предпринять на практике?
В начале проекта нужно сформировать единый центр принятия и исполнения решений в области ИТ и включить в него представителей бизнес-юнитов. Затем совместными усилиями – разработать общую ИТ-стратегию холдинга, которая базируется на формализованных корпоративных целях. Работу со стейкхолдерами нужно строить по следующим принципам:
Целевой системный ландшафт холдинга должен обеспечить все активы необходимыми инструментами. Поэтому первый шаг для формирования ИТ-стратегии и дорожной карты – определить корпоративные бизнес-цели. В основном они направлены на улучшение показателей, повышение эффективности владения ИТ-продуктами, обеспечение требований госрегулирования или совершенствование процессов управления. Второй шаг – предметно декомпозировать цели на задачи и оформить в виде требований к технологической архитектуре. Третий – разработать необходимые приемы и методики, а также подобрать оптимальные ИТ-решения для их реализации.
Такой подход позволяет рационально подойти к цифровизации: заранее рассчитать бюджет, предусмотреть риски и оценить сроки. Рассмотрим основные бизнес-цели, которые перед собой сегодня ставят холдинги.
На старте сотрудничества мы помогаем определить индивидуальные измеримые цели, а затем оттранслировать их в ИТ-ландшафте. Это важно, потому что путь к желаемому результату, например, увеличению прибыли, может быть не так очевиден. Иногда к нам приходят с запросом на крупную доработку, а при детальном рассмотрении выясняется, что приоритетнее начать с другой области управления, которая на первый взгляд лишь косвенно касается объекта изменений.
Характер взаимосвязей предприятий и юрлиц тоже во многом определяет приоритетность проектов. Функциональная структура холдинга может быть организована в форме вертикальной или горизонтальной интеграции, но в некоторых случаях присутствуют оба вида связей. Далее разберем специфику каждого и популярные ИТ-запросы, которые они генерируют.
Главная особенность – цепочка добавленной стоимости. Значительная часть прибыли остается внутри холдинга, так как продукт одного передела отправляют в следующий субъект в качестве входного материала. Например, добывающая компания передает сырьевые компоненты заводу, который изготавливает цемент. Следующее по цепочке предприятие производит бетон, далее – строительные блоки.
Такая функциональная структура позволяет увеличивать прибыль за счет повышения управляемости на всем пути создания ценности и стабилизации операционных процессов. Звучит красиво, но работает только с помощью специальных инструментов. Тогда что автоматизировать в первую очередь?
Представим, что в контуре холдинга есть несколько активов, каждому из которых нужно что-то закупать, ремонтировать, транспортировать, собирать отчётность и планировать деятельность. В этом случае руководство стремится централизовать ряд наиболее критичных бизнес-функций: выделить в отдельные юридические лица или передать под руководство единой управляющей компании.
Централизация позволяет сократить совокупные затраты и привести модели управления разных предприятий к общей форме. С точки зрения ИТ это требует детальной проработки движения данных, так как группу процессов нескольких субъектов нужно свести в единую точку. Кроме того, ИТ-решение должно справляться с высокой нагрузкой, присущей холдингам. Как устроена и что берет на себя компания, обособленная под конкретную бизнес-функцию?
ИТ-ландшафт холдинга требует непрерывного совершенствования, прежде всего из-за объемов. Когда один проект еще не завершен, другой продукт уже нуждается в обновлении. Однако вектор развития, модель устройства и бизнес-показатели подсказывают, какие функциональные области требуют внимания.
Даже безотносительно отраслевых особенностей группа компаний может построить скелет ИТ-стратегии, если будет основываться на общих интересах предприятий внутри и потребностях оргструктуры. А расстановка приоритетов поможет избежать «внедрения ради внедрения» и определить критичные проекты цифровой трансформации.
Источник: GlobalCIO